В своей книге я рекомендовал одну практику:
Когда кто-либо высказывает своё мнение, о чём бы оно ни было, хорошей практикой будет, если ... Скажем так: если никто не спрашивает вашего мнения, если оно никак не влияет на ситуацию, если не решается ход дальнейших действий, а люди просто обмениваются мнениями – наблюдайте в себе почти неуправляемую потребность выступить со своим мнением, особенно о политике или о чем-нибудь ещё, о чем люди любят поговорить.
Вы можете заметить в себе желание сказать что-нибудь.
Духовная практика состоит в том, чтобы отпустить потребность выставлять вперёд свое мнение. Другими словами, спросите себя: «Что будет, если я не стану выражать своё мнение? Что я буду при этом чувствовать?»
Это не повлияет ни на ситуацию, ни на то, кто вы есть. Просто воздержитесь от выражения своего мнения, когда в нём нет необходимости, – в этом заключается вся духовная практика.
Поначалу вы почувствуете, будто вы теряете что-то из-за своего неучастия. Но на деле вы отходите от своей эгоистической идентификации в глубину осознанности.
Тяга ума велика, когда вы что-либо обсуждаете, а другие выражают своё мнение, пребывая в отождествлении со своей ментальной позицией.
Будьте сознательными. Наблюдайте за другими людьми, как они эмоционально заряжены своей ментальной позицией. Наблюдайте, как в них нет понимания, что это всего лишь точка зрения. Они полностью слиты с потоком мыслей.
Среди других людей будьте наблюдателем, а не только участником. Наблюдайте движущую силу, скрывающуюся за ментальной позицией. Смотрите, как другие захвачены своим мнением.
... Будда говорил о «густых зарослях мнений», о том, как люди запутываются в них. На самом деле, он говорил об идентификации с мыслью. Мысль становится вами. Люди находятся в зарослях мнений, как об этом сказал Будда.
Один дзен мастер, не помню его имени, рекомендовал очень простой и
действенный метод – перестаньте пестовать свои мнения. Фактически он сказал: «Не ищите истину». Перестаньте заботиться о мнении. Перестаньте взращивать мнения.
Не надо искать истину. Перестаньте заботливо оберегать свои мнения.
Он не сказал: «Не имейте мнения». Это очень трудно. Нельзя разом отбросить все мнения, об этом следует знать. Но он сказал: «Перестаньте лелеять мнения».
Лелеять означает – отождествляться с ними, вкладывать всё своё я в ментальную позицию. Перестаньте холить и лелеять своё мнение, перестаньте отождествляться с точкой зрения.
Затем вы можете иметь их. Но они не будут иметь вас. Здесь фундаментальная разница.
Для большинства людей бессознательно ... вернее, для всех людей: не они владеют мнением, а мнение владеет ими. Энергия ментального поля целиком овладевает вами. Вы думаете, что у вас есть мнение. Нет, это у мнения есть вы.
Ментальная позиция владеет вами, подобно тому, как паразит владеет организмом.
Таким образом, прекрасная духовная практика: вместо того, чтобы искать истину или Бога, или самосознания, или просветления, – перестаньте отождествляться со своей ментальной позицией.
Перестаньте лелеять мнения. Такова духовная практика.
В некоторых случаях попробуйте не выражать своё мнение и понаблюдайте, что будете при этом чувствовать. Посмотрите на свои чувства, когда вы не даёте ход своему суждению. Позвольте другим иметь их точки зрения. Как они влияют на вашу точку зрения?
Ваше мнение ... Что оно добавляет к тому, кто вы есть, если удаётся навязать свою точку зрения? Ничего. Ничего реального. Но нечто иллюзорное оно добавляет вам – эго взрастает.
То, что добавилось вам – иллюзорная идентификация, ставшая ещё сильнее, вот что вы получаете, отождествляясь со своим мнением. Но это не есть нечто реальное. В действительности нечто заслонилось в вас, что является более реальным, чем любое мнение.
Таким образом, вначале может казаться, что вы становитесь ... «О! Я куда-то исчезаю, не выражая своего мнения!»
Вы не утверждаете своего существования, движимые бессознательным эгоистическим побуждением и бесполезно выкрикивая своё мнение.
Вы говорите: «ОК! Попробуем эксперимент. Посмотрим, что будет, если я не буду высказывать своё мнение».
Вначале вы почувствуете замешательство, будто не хватает чего-то, будто бы вы начали исчезать.
Если вы позволяете этому быть, через какое-то время вы заметите, как появляется могучее чувство покоя, потому что вы получили доступ к измерению, находящемуся за эго, за идентификацией с формой.
Вы чувствуете наполненный жизнью внутренний покой. Он не усиливает вашу идентификацию с формой. Вы отпустили отождествление с внешним, и всякий раз, делая так, например, посредством не выражения вовне своей точки зрения, - это всего лишь один из путей, которым вы можете ослабить идентификацию с формой,- или если вы вынуждены выражать мнение, вы осознаёте, что это не более, чем ваша ментальная позиция и говорите: «На мой взгляд, это так-то и так-то. Так я вижу это». За этим не стоит никакой идентификации. Вы не укрепляете своего отождествления с формой.
В вас чувство покоя и могущества, - это то, что не может быть задето, потому что если вы идентифицированы с формой, вы уязвимы, вам надо постоянно защищать свою позицию. Когда же вы не отождествлены с формой, вы неуязвимы.
Вы действительно малы, когда захвачены своим мнением. Ваша идентификация с формой – это умаление, заужение себя. Это ваша убогость. Но вы расширяетесь, когда трансцендируете идентификацию с ментальной позицией.
Повседневно практикуйте это. Сначала выполняйте в простых ситуациях, обсуждение которых не влечёт никаких последствий. Говорите вы или не говорите своё мнение – продолжайте ощущать свое присутствие за тем, что вы произносите.
Мои суждения о политике, о других людях ... Сплетни очень соблазнительны, как вы сами упоминали, потому что за сплетнями скрывается указывание: кому, что и как делать, обычно с критическим подтекстом или негативностью, или с осуждением.
Всё это притягательно, потому что, когда вы критикуете и находите недостатки в чём-либо, эго чувствует себя сильнее. Это иллюзия силы, но так устроено эго. Критикуя кого-либо, в этот момент вы глазами эго видите своё превосходство, поскольку оценивали вы и вы нашли желаемое. По этой причине эго любит критиковать, составлять суждения и т.п. Абсолютно бессознательный процесс.
Примечательно, что эго хочет продолжать и продолжать так поступать. Оно хочет усиливать себя таким образом, хочет чувствовать своё превосходство, когда оно критикует или выносит заключения, или дискредитирует другого.
Это никакое не превосходство. Всего лишь иллюзия.
Чтобы не принимать в этом участия, практикуйте присутствие на заднем плане. Тогда вы не будете втянуты в немедленную реакцию, не станете ей способствовать.
Итак, практика состоит в следующем: в подобных ситуациях будьте бдительны, пробуждённо-внимательны. Иногда кажется, что в ситуации главное то, что в ней происходит. Но главное – это состояние вашего сознания в этой ситуации.
Экхарт Толле
Источник: Be Present - Переводы лекций Экхарта Толле https://sites.google.com/site/bepresent44/home